Порядки, условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи

Условия реализации установленного законодательством Российской Федерации права на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача)

В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения.

Реализация права выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 N 406н на основании письменного заявления на имя руководителя медицинской организации в соответствии с ресурсными возможностями учреждения: мощностью, укомплектованностью медицинскими кадрами.

Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового,врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего законного представителя на имя руководителя медицинской организации.

Оказание содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 N 407н.

Возложение функций лечащего врача на врача соответствующей специальности осуществляет руководитель медицинской организации с учетом согласия врача.

Порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории Сахалинской области

Право на внеочередное оказание первичной медико-санитарной помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы, имеют следующие категории граждан:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебныхзаведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морскихбаз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
  • нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, состоявшие на их иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение);
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и приравненные к ним категории граждан;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • Герои Социалистического Труда, вдовы (вдовцы) Героев Социалистического Труда, не вступившие в повторный брак (независимо от даты смерти (гибели) Героя Социалистического Труда);
  • полные кавалеры ордена Трудовой Славы, вдовы (вдовцы) полных кавалеров ордена Трудовой Славы, не вступившие в повторный брак (независимо от даты смерти (гибели) полного кавалера ордена Трудовой Славы);
  • лица, награжденные знаками «Почетный донор СССР», «Почетный донор России»;
  • другие категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Внеочередное оказание медицинской помощи в условиях стационара осуществляется при наличии у граждан медицинских показаний.

Основанием для внеочередного оказания медицинской помощи является документ, подтверждающий принадлежность гражданина к определенной категории.

В случае обращения нескольких граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи, помощь оказывается в порядке поступления обращений.

Контроль за внеочередным оказанием медицинской помощи гражданам осуществляют руководители медицинских организаций Сахалинской области.

Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи

Обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, необходимыми для оказания скорой (экстренной, неотложной) и специализированной (в условиях дневного и круглосуточного стационаров) медицинской помощи, осуществляется в соответствии с Перечнями (приложения N 5, 6 к Территориальной программе).

При оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы в случаях типичного течения болезни назначение лекарственных препаратов осуществляется в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, исходя из тяжести и характера заболевания.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в утвержденные перечни, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, жизненные показания) по решению врачебной комиссии.

Обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется службой крови Сахалинской области.

Субъектами, обеспечивающими реализацию прав населения по социальной поддержке отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов в Сахалинской области, являются:

  • медицинские организации;
  • аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность.

Реестр медицинских организаций, врачей и фельдшеров, имеющих право на оформление рецептов для социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в амбулаторных условиях, ведется министерством здравоохранения Сахалинской области.

Лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно, назначаются непосредственно лечащим врачом, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером, исходя из тяжести и характера заболевания, согласно стандартам оказания медицинской помощи.

Назначение лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения для амбулаторного лечения, осуществляется в соответствии с заявками медицинских организаций, сформированными в пределах выделенного финансирования.

Выписывание рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно, осуществляется:

1) врачами-специалистами:

  • на наркотические средства и противоопухолевые препараты (онкологическим/гематологическим больным) — онкологом и/или гематологом, нефрологом, ревматологом;
  • на иммуномодуляторы — гематологом и/или онкологом (после проведения лучевой и/или химиотерапии, пересадки костного мозга), иммунологом (больным СПИДом или другими тяжелыми нарушениями иммунитета), трансплантологом (после пересадки органов и тканей), ревматологом;
  • на противотуберкулезные препараты — фтизиатром;
  • на противодиабетические (больным сахарным диабетом) и прочие лекарственные препараты, влияющие на эндокринную систему, — эндокринологом.

При отсутствии указанных специалистов выписывание льготных рецептов в этих случаях производится лечащим врачом по решению врачебной комиссии поликлиники.

2) лечащим врачом или врачом-специалистом только по решению врачебной комиссии медицинской организации:

  • на наркотические средства Списка II больным, не страдающим онкологическим (гематологическим) заболеванием;
  • на психотропные вещества Списков II и III, иные лекарственные средства, подлежащиепредметно-количественному учету, анаболические стероиды;
  • на лекарственные препараты, назначаемые лечащим врачом и врачами-специалистами, одному больному в количестве пяти наименований лекарственных препаратов и более единовременно (в течение одних суток) и свыше десяти наименований в течение одного месяца;
  • на лекарственные препараты в случаях нетипичного течения болезни, при наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при индивидуальной непереносимости.

Лица, имеющие право на социальную поддержку по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, получают лекарственные препараты и изделия медицинского назначения по рецептурным бланкам установленного образца в прикрепленной аптечной организации, осуществляющей лекарственное обеспечение данной категории населения на территории муниципального образования.

Порядок назначения лекарственных средств и оформления рецептурных бланков, в том числе гражданам, имеющим право на социальную поддержку по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Сахалинской области.

Участники, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, граждане старше трудоспособного возраста, относящиеся к маломобильной группе населения, обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с соглашениями, заключенными между медицинскими, аптечными организациями и учреждениями социального обеспечения. В населенных пунктах, где отсутствуют аптечные организации и отделения социальной защиты, доставка фармацевтической продукции гражданам, относящихся к маломобильной группе населения, осуществляется специалистами участковой службы, фельдшерамифельдшерско-акушерских пунктов, сотрудниками скорой медицинской помощи, сотрудниками мобильных медицинских бригад, волонтерами.

Финансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется:

1) За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета:

  • финансовое обеспечение закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации (в 2013 году);
  • финансовое обеспечение в установленном порядке в 2014 и 2015 годах лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

2) За счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета:

  • финансовое обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Сахалинской области лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности;
  • финансовое обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Главным распорядителем средств на осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения является министерство здравоохранения Сахалинской области.

Перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Территориальной программы

В рамках Территориальной программы осуществляются следующие мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни:
1. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N 51н.
2. Мероприятия, направленные на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление неинфекционных заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни:

  • проведение профилактических осмотров (кроме контингента граждан, подлежащих соответствующим медицинским осмотрам, порядок и условия проведения которых регламентируются законодательством Российской Федерации), диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе: профилактические осмотры здоровых детей, не достигших возраста 18 лет (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14.03.95 N 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основемедико-экономических нормативов»), диспансеризация студентов, обучающихся на очной основе, диспансеризация работающих граждан, 14-летних подростков, женщин в период беременности;
  • проведение целевых профилактических обследований населения на туберкулез, ВИЧ-инфекцию,вирусные гепатиты B и C, онкоцитологического скрининга, пренатальной диагностики, неонатального и аудиологического скрининга детей первого года жизни;
  • обеспечение современными средствами контрацепции женщин с целью профилактики абортов по нежелательной беременности у групп социального риска.

3. Мероприятия по формированию ответственного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни у граждан, начиная с детского возраста:

  • мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в центрах здоровья, включая обучение основам здорового образа жизни, в том числе в школах здоровья;
  • мероприятия по гигиеническому обучению и воспитанию населения в центрах медицинской профилактики, проведение мероприятий, направленных на информирование о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни;
  • мероприятия по профилактике наркологических расстройств и расстройств поведения, по сокращению потребления алкоголя и табака.

Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований, а также консультаций врачей-специалистов

Плановая медицинская помощь в амбулаторных условиях оказывается по времени, указанному в талоне амбулаторного пациента. Возможно ожидание приема.
Время ожидания не должно превышать тридцати минут с момента, назначенного пациенту, за исключением случаев, когда медицинский работник участвует в оказании экстренной/неотложной помощи другому пациенту.

Очередность к врачу-терапевту участковому, врачу-педиатру участковому, врачу общей практики, возможна от одного до пяти рабочих дней.

Очередность на прием к врачу-специалисту и диагностические исследования возможна от одного до четырнадцати рабочих дней, в диагностических центрах — от трех до двадцати пяти рабочих дней, на компьютерную томографию — не более трех месяцев.

Неотложная медицинская помощь лицам, обратившимся в медицинскую организацию с признаками неотложных состояний, оказывается в кабинете неотложной помощи амбулаторно-поликлиническогоучреждения по направлению регистратора безотлагательно. Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется медицинским персоналом кабинета в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому, в соответствии с положением, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
Время ожидания медицинского работника амбулаторно-поликлинической службы для обслуживания на дому не должно превышать восьми часов с момента регистрации вызова, за исключением детей первого года жизни, когда время ожидания не должно превышать шести часов.

Условия и сроки диспансеризации населения для отдельных категорий населения, включая подростков и студентов, обучающихся по очной форме на бюджетной основе

Диспансеризация населения, в том числе детей, представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения:

  • дополнительная диспансеризация граждан;
  • Диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику хронических, в том числе социально значимых заболеваний.

При отсутствии необходимых врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований в медицинской организации, консультации специалистов и диагностические исследования для дополнительной диспансеризации взрослого населения, детского населения могут проводиться с привлечением специалистов других медицинских организаций.

Данные о результатах осмотров врачами-специалистами, проведенных исследованиях, рекомендацииврачей-специалистов по проведению профилактических мероприятий и лечению, а также общее заключение с комплексной оценкой состояния здоровья вносятся в медицинскую документацию.

Диспансеризация проводится медицинскими организациями в установленные дни и часы в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом численности и поименных списков граждан, подлежащих диспансеризации, в соответствии с нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.